01.04.2016

Хулхачиев Бембя: «Мы должны привлекать к участию в разработке образовательных программ представителей работодателей и профсоюзов работников с целью более полного учета их потребностей в образовательном процессе»

Хулхачиев Бембя, директор департамента финансовой политики Евразийской экономической комиссии

- Как бы вы оценили необходимость разработки системы профессиональных стандартов в финансовой сфере с позиции Евразийской экономической комиссии или, шире, Евразийского экономического Союза?

- Вопросы сотрудничества в финансовой сфере являются одними из приоритетных в рамках Евразийского экономического Союза (ЕАЭС). Создающийся общий финансовый рынок будет характеризоваться гармонизированными требованиями к регулированию и надзору в сфере финансовых рынков конкретных государств-членов ЕАЭС. Кроме того, предполагается осуществление деятельности по предоставлению финансовых услуг на всей территории Союза без дополнительного учреждения отдельного юридического лица в каждой из стран-участниц, а также предъявление общих требований к подготовке кадров для финансовых организаций.

Очевидно, что общие требования к квалификациям персонала и к программам его обучения являются базисом для построения единого экономического пространства. Они могут использоваться при реализации таких направлений сотрудничества, как согласование общих подходов и принципов в сфере трудовой миграции, обмен нормативными правовыми актами в сфере труда, обмен информацией по трудовой миграции, обмен опытом, проведение стажировок, семинаров и учебных курсов, сотрудничество в рамках консультативных органов и так далее.

К основному направлению дальнейшего развития я бы, в первую очередь, отнес совершенствование законодательной базы – то, в чем за последнее время серьезно продвинулись Российская Федерация. Уже приняты законодательные нормативные акты по разработке профессиональных стандартов, актуализации федерального государственного образовательного стандарта, профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, независимой оценке квалификаций.

- Применяют ли в настоящее время работодатели стран ЕАЭС утвержденные профессиональные стандарты по «финансовым» профессиям?

- Применение профессиональных стандартов носит добровольный характер. В то же время мы имеем хороший опыт применения профессиональных стандартов специалистов финансового рынка в Российской Федерации в рамках деятельности Совета по профессиональным квалификациям финансового рынка. Положительный опыт есть в Казахстане и Армении.

- Насколько сегодня унифицированы требования к образовательному процессу и дальнейшему трудоустройству граждан различных стран-участниц ЕАЭС?

- На постсоветском пространстве имеется вполне положительный опыт сотрудничества в образовательной сфере. Речь идет о соглашениях о сотрудничестве в области образования (от 15 мая 1992 года); о сотрудничестве по формированию единого (общего) образовательного пространства СНГ (от 17 января 1997 года); о взаимном признании и эквивалентности документов о среднем (общем) образовании, начальном профессиональном и среднем профессиональном образовании (от 15 сентября 2004 года).

Но, безусловно, определенные проблемы в подготовке востребованных работодателями кадров существуют во всех странах–участницах ЕАЭС. В связи с этим, мы должны уделять особое внимание и привлекать к участию в разработке и профессионально-общественной аккредитации образовательных программ представителей работодателей и профсоюзов работников с целью более полного учета их потребностей в образовательном процессе.

При этом изначально в данную процедуру необходимо закладывать принцип взаимного признания странами–участниками ЕАЭС требований к образовательному процессу.

Что же касается трудоустройства, то уже сейчас работодатели или заказчики работ и услуг государств-членов Союза вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся других стран-участниц без учета ограничений по защите национального рынка труда. При этом трудящимся государств, входящих в ЕАЭС, не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства.

Документы об образовании, выданные образовательными организациями (учреждениями образования, организациями в сфере образования) государств-членов ЕАЭС, признаются последними без проведения установленных законодательством государства трудоустройства процедур признания документов об образовании.

Если же трудящийся одного из государств-членов ЕАЭС претендует на занятие педагогической, юридической, медицинской или фармацевтической деятельностью в другом государстве-члене, он должен пройти установленную законодательством этого государства процедуру признания документов об образовании. Документы об ученых степенях и ученых званиях, выданные уполномоченными органами государств-членов ЕАЭС также признаются в соответствии с законодательством государства трудоустройства.

Хочу отметить, что гармонизация требований к образовательному процессу и трудоустройству граждан государств-членов ЕАЭС это одно из ключевых условий для реализации принципа свободы движения рабочей силы в рамках Союза. Вместе с тем данная работа должна проводиться в тесной увязке с другими направлениями либерализации рынка труда. Так, на сегодняшний день достигнут значительный прогресс в вопросе обеспечения равного подхода к налогообложению физических лиц – граждан государств ЕАЭС. В соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе доходы граждан стран, входящих в ЕАЭС, полученные ими в Российской Федерации, облагаются с применением единой налоговой ставки 13% независимо от наличия статуса налогового резидента Российской Федерации с первого дня работы по найму.