31.03.2016

Кристофер Антониу Писсаридес: "Вам требуются не профессиональные стандарты, а общее обучение, которое даст вам способности адаптироваться"

Кристофер Антониу Писсаридес, лауреат Нобелевской премии по экономике 2010 года представил доклад "Человеческий фактор как фактор роста и развития экономики":

Я бы хотел поговорить о человеческом капитале как факторе развития экономического роста. О чем мы должны думать при обучении людей? Как обеспечить более высокий рост и более высокий уровень жизни?

Определю человеческий капитал как знания, навыки и свойства, присущие индивидуальности. Человеческий капитал приобретается двумя способами – формальное обучение: школа, вуз и так далее. Или же – неофициальное обучение. Это обучение в компаниях, фирмах, самообразование, усвоение навыков, знаний, которые вы можете применять в своей работе.

Сегодняшнее наше обсуждение - о навыках, которые приобретаются в соответствии с профессиональными стандартами. Основная функция образования в школе, вузе – получение общих навыков, поиск новых возможностей, инновационных подходов, стартапов, вот то, что мы видим сейчас во многих странах. Здесь не требуются стандарты, здесь требуются навыки, которые дают возможность адаптироваться на рынке труда.

Каждый должен иметь базовые знания, но сюда должны входить общие знание в экономике, менеджменте  и так далее. Профессиональные навыки должны включать, в том числе, знания, полученные на работе в компании.

Слишком рискованно для молодого человека узко специализироваться в какой-то профессии. Вы получаете стандартную квалификацию и узнаете, что в этой профессии избыток кадров. Например, профессия учителя. Вы учитесь, а потом узнаете, что нет возможности устроиться на работе.

Поэтому важны общие навыки, с которыми можно получить другую работу.

Выходя из университета в возрасте 20 с лишним лет, вы должны еще работать почти 40 лет. И успех вашей трудовой деятельности, в том числе и доходы, зависят от навыков.

Поэтому безопаснее снизить риск будущего трудоустройства путем преподавания более общих навыков. Мы плохо прогнозируем сегодняшнюю экономику, ситуация меняется очень быстро.

Стоит ли действительно проходить все это обучение? В особенности на уровне университета? Или достаточно выйти из школы и сразу устроиться на работу?

Зачем учиться в университете? Действительно ли образование способствует нашему росту и карьере?

Здесь пересекаются четыре основные темы. Макровоздействие и исследование. Человеческий капитал на уровне компании или фирмы. Как мы справляемся с экономикой в период рецессии. Как ведет себя человеческий капитал. Как сделать, чтобы в период безработицы наши профессиональные навыки не испортились.

Рост экономики обеспечивается повышением роста производительности труда. Те же люди выдают больше продукта в тех же условиях. Человеческий капитал – это набор знаний. Если студент, закончив обучение, может повысить производительность труда на своем рабочем месте, то тогда высшее образование способствует росту экономики.

Экономист Роберт Лукас говорил, что когда мы становимся образованнее, то и страны становятся богаче, повышается общий уровень жизни.

При этом были многочисленные исследования, которые не смогли установить твердой зависимости между ростом числа вузов и ростом ВВП. Как измерить воздействие образования? Обычно оно измеряется количеством лет, проведенных в вузах.

Почему экономисты не могут установить твердую связь между образованием и экономическим ростом? Человеческий капитал воплощен в самом человеке. Это не машина, это то, что у нас в голове, в нашем организме. Наш вклад в экономику зависит от того, что мы делаем, а это еще зависит от стимулов. Часто эти стимулы недостаточно продуктивны.

Институты отличаются в разных странах и не поддаются легкому измерению. Стимулирующая практика в разных странах различаются. Некоторые используют их очень производительно, некоторые слабее. Есть структуры, которые поощряют охоту за рентным доходом, фактически перераспределением доходов. Мы используем наши знания, чтобы извлекать доходы из доходов других людей, не используя наши знания на производство продукта с добавленной стоимостью. Некоторые желают получить доступ именно к ренте. Некоторые предпочитают работать в монопольных сферах, чтобы использовать ренту. В свою очередь это поощряет рост числа юристов. Юристы за большие деньги показывают, как можно распилить ренту. Если бы законы были простыми, такого количества юристов для раздела пирога не требовалось бы.

Какой смысл заниматься исследованиями, если ваша интеллектуальная собственность не защищается? Есть страны, которые не поощряют работу хорошо подготовленных людей.

Еще есть профессии, которые не вносят свою долю в рост ВВП на душу населения, например, социальная сфера, охрана окружающей сред и др.

Почему мы не находим прямой связи между человеческим капиталом и ростом экономики?

Вы можете лично выиграть от вашего высокого образования, но для общества это будет бесполезно из-за проблем в экономике.

Сейчас мы располагаем большим количеством рейтингов и индексов, которые указывают, в каких странах ограничивается возможность использования человеческого капитала.

Страны, которые плохо выглядят в этих рейтингах и индексах, которые в полной мере не используют возможности своего человеческого капитала, должны улучшить свое экономическое положение.

Дело не только в том, каким объемом человеческого капитала располагает страна, а как его используют.

Что выяснили экономисты в связи с вышесказанным. Есть два способа, которыми человеческий капитал может повлиять на рост ВВП. Мы учитываем различные факторы, способствующие экономического росту.

Влияние человеческого капитала на нематериальные активы – технологии и ноу-хау. Если мы хорошо готовим студентов, способны ли они проявить себя в развитии технологий?

Сертифицированное обучение становится более эффективным в плане экономического роста, чем просто подготовка. Мы приходим к выводу, что высшее образование вносит свой вклад в развитии НИОКР при соответствующих стимулах.

Есть станы, которые лучше развиваются, копирую достижения других стран. То, что, например, делает сейчас Китай. Есть страны, которые активно работают над созданием технологий.

В странах со средним уровнем доходов наилучший эффект дает школьное образование. В странах, где доход на душу населения выше – эффект лучше от высшего образования.

Капитал – это человеческий мозг, он показал, что образование это своего рода инвестиция. Мы вкладываем в себя, мы ожидаем соответствующего результата.

Воздействие одного года, проведенного в школе, в вузе, на размер заработка влияет так – каждый год образования повышает ваши личные доходы на 10%. Соответственно, три года образования – это 30% к доходам.

Если на предприятии задействованы квалифицированные люди, как это влияет на производительность? Вывод такой. Продуктивность труда вырастает от уровня подготовки человеческого капитала.

Страны, больше всего занимающиеся НИОКР, это Япония, Германия, Южная Корея, США. Именно из этих стран поставляются самые передовые компьютерные и прочие технологии.

Как в передовых экономических развитых странах стимулируют производительность труда? Люди эгоистичны, они ничего просто так не делают. Что для фирмы важно? Как она организована, как устроена. Что такое организационный капитал? Как устроить управление фирмой, чтобы она приносила доход и способствовала росту экономики? Конечно, важно развитие персонала.

Но нельзя постоянно готовить людей в иностранных бизнес-школах. Россия – большая страна, она должна иметь свои бизнес-школы, основанные на международных профессиональных стандартах.

Например, вы менеджер, объединяете человеческий капитал совместно с другими ресурсами. Практически все успешные компании в мире достигли высокого результата, умело объединяя ресурсы.

Давайте поговорим об инвестициях в человеческий капитал. Сколько ресурсов мы вкладываем в людей? Большинство этих инвестиций осуществляется за счет государства. Страны делают соответствующие капиталовложения. Каким образом государству нужно инвестировать в человеческий капитал? Что касается школьного образования, то до 16-18 лет учащийся должен получать полное государственное образование. Социальная стоимость обучения - сколько это стоит государству? Конечно, это выражается не только деньгами.

Когда молодой человек выходит из школы с аттестатом зрелости, если отправить его на рынок труда, что он может произвести, как его работа улучшит экономическую ситуацию? Вряд ли он сможет сильно повлиять на рост ВВП. Но если он идет учиться в вуз, он также не вносит вклад в экономику, он вне рынка труда. Но при этом он готовится к будущей работе.

Стоимость обучения в период рецессии ниже. Социальные выгоды от образования – планирование с высоким горизонтом. Человек с образованием более приспособлен к жизни, он социально адаптирован. Он становится более выгодным для экономики.

Государству стоит больше расходовать на образование в период рецессии. Ему стоит открывать больше мест для учебы, больше предлагать грантов и стипендий. Когда у экономики дела идут плохо, это лучшее время для обучения. Образование поможет экономике в долгосрочной перспективе.

Безработица. Это нормальное последствие динамического развития рынка труда. Она есть в любой стране мира. Безработицу можно использовать для поиска лучшего места работы. Безработица должна рассматриваться как нормальное состояние рынка труда. В конце периода безработицы работник должен быть более производительным.

Социальное планирование плохо подбирает правильную работу для правильного работника. Каждый знает сам себя гораздо лучше, чем чиновники или службы занятости. Именно индивидуально человек способен найти себе наиболее подходящую работу. Нужно позволить людям максимальную свободу при выборе работы. Но у многих людей это не получается, они пополняют список безработных. Они пытаются подобрать работу, терпят неудачу, теряют квалификацию. Человеческий капитал становится непроизводительным. Самопоиск эффективен в первые месяцы безработицы. Далее уже нужна государственная помощь. Что может сделать государство? Оно может взять на себя роль работодателя, не нанимая человека фактически. Помочь с обучением, переподготовкой. Лучший способ – оказать вам материальную поддержку в течение некоторого времени. В течение этого времени государство вам не позволит скатиться в нищету. Если вы не нашли работу, то государство пытается вам создать условия, чтобы найти эту работу.

Есть ряд успешных примером, как работают программы по адаптации безработных. Это опыт Скандинавии, Германии, Северной Европы. Самые эффективные методы – это обновление навыков безработного с помощью дополнительных образовательных и подготовительных программ, которые оплачиваются из бюджета. Обучение помогает человеку стать более привлекательным для потенциального работодателя.

Правительство может также оказать поддержку для самозанятых. Если правительство поддерживает занятых в малом бизнесе, это очень эффективно для экономики. Еще одна форма поддержки – субсидирование государством части затрат на обучение сотрудников на рабочих местах. В любом случае, государству, в частности России, следует больше внимания уделять ситуации с безработными, в том числе, с учетом скрытой безработицы.