30.03.2016

Андрей Свинаренко: «Профессиональные стандарты как основа подготовки востребованных кадров»

Андрей Свинаренко, заместитель председателя правления ООО «УК «РОСНАНО», член Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям

- Насколько остро сегодня стоит проблема разработки и внедрения профессиональных стандартов в экономическую практику?

С одной стороны, профессиональные стандарты представляют собой инструмент обеспечения предприятий квалифицированными кадрами, с другой – это сигнал рынка труда системе образования. Если бизнесу профстандарты позволяют сформулировать характеристику квалификации, необходимой работнику для выполнения определенного вида профессиональной деятельности, то для вузов это четкий набор компетенций, получению которых должны способствовать реализуемые программы подготовки специалистов. Учитывая, что рекомендуемый Минтрудом России период актуализации профстандартов – 5 лет, сопряжение профессиональных стандартов, федеральных государственных образовательных стандартов и программ профессионального образования сделает возможной подготовку кадров, обладающих востребованными компетенциями.

– То есть, можно говорить о том, что как работодатели, так и вузы заинтересованы в разработке профстандартов?

И не только. Интерес есть на уровне государственном: создан Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, благодаря активной позиции которого на базе объединений работодателей действует более 20 отраслевых советов по профквалификациям, во исполнение президентского указа «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в концу 2015 года утверждено 800 профстандартов в различных отраслях, включая наноиндустрию. Кроме того, с июля этого года вступают в силу изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации и в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в части применения профессиональных стандартов работодателями и образовательными учреждениями.

- Как бы вы охарактеризовали качество системы современного профессионального образования? Справедлива ли ее критика в том, что она не отвечает запросам рынка в плане подготовки кадров, необходимых реальному сектору экономики?

Действительно, существующая система образования не всегда успешно справляется с задачей обеспечения российской экономики востребованными специалистами, причем, в различных областях. Одной из причин является низкий уровень коммуникации между образовательными учреждениями и работодателями. Причем сами предприятия не всегда могут сформулировать заказ системе образования. Практически свободной остается ниша «доводки» выпускников, т.е. система дополнительного профессионального образования.

Применительно к сфере деятельности РОСНАНО могу сказать, что в ближайшие годы наибольший спрос будет на специалистов, которые решают прикладные технологические задачи, пользуясь современными способами работы на профильном научно-технологическом оборудовании. На практике это означает, что необходимо создать систему непрерывного образования. То есть, не только обеспечить научные и производственные организации и предприятия нанотехнологической сети необходимыми кадрами, но и осуществлять их постоянную переподготовку, адаптацию к быстро меняющимся условиям труда.

- Каким образом РОСНАНО справляется с задачей разработки профессиональных стандартов для нужд наноиндустрии?

В группе РОСНАНО задача развития кадрового потенциала наноиндустрии возложена на Фонд инфраструктурных и образовательных программ. При поддержке Фонда по инициативе и участии нанотехнологических компаний создаются программы дополнительного профессионального образования. Всего разработано 130 образовательных программ, обучение по ним прошло свыше 40 тысяч человек.

Совместно с Российским союзом промышленников и предпринимателей мы заняты организацией разработки, внедрения и актуализации профессиональных стандартов как для наиболее востребованных сегодня, так и для перспективных профессий в сфере высоких технологий. На сегодняшний день уже разработаны и прошли утверждение в Минтруде России 35 профстандартов для наноиндустрии.

Сотрудничая с работодателями, Фонд занимается определением и мониторингом кадровых запросов наноиндустрии, выявлением потребности в дополнительном образовании. Кроме того, в функции Фонда входит создание инструментов для проверки соответствия сотрудников компаний квалификационным требованиям, которые задают профстандарты. Проще говоря, для оценки и сертификации квалификаций силами профессионального сообщества. А в ближайших планах Фонда – создание совместно с Межотраслевым объединением наноиндустрии центров оценки квалификаций специалистов в области нанотехнологий.