26.03.2016

Михаил Эскиндаров: «В системе дополнительного профессионального образования профессиональный стандарт – жесткая основа формирования образовательной программы»

Михаил Эскиндаров, ректор Финансового университета при правительстве Российской Федерации

- Михаил Абдурахманович, насколько сегодня работодатели, как государственные, так и коммерческие структуры, заинтересованы в разработке и внедрении в практику профессиональных стандартов? Ощущаете ли вы запрос рынка на появление этой системы?

- Профессиональные стандарты – нормативные документы Минтруда России, устанавливающие квалификационные требования к квалификации работников (знаниям, умениям, опыту работы). Они являются инструментом, позволяющее создать эффективное взаимодействие сферы труда и сферы образования, обеспечить рациональное использование человеческих ресурсов. Ранее аналогичным документом была квалификационная характеристика к определенной профессии.

Для государственных структур профессиональные стандарты, как я отмечал выше,- нормативный документ. Коммерческие же структуры заинтересованы не столько в системе профстандартов, сколько в результатах, которые ожидаются от ее внедрения: обеспечения более полного соответствия квалифицированных работников требованиям работодателей, что, в конечном счете, должно привести к повышению эффективности производства или бизнес-процесса.

Как правило, представители коммерческих структур принимают активное участие в формировании профстандартов, что указывает на их заинтересованность в таком регулировании качества рабочей силы.

- Качество сегодняшнего профессионального образования вызывает большое количество критики. Как лично вы оцениваете ситуацию в этой сфере? Насколько сегодня велик разрыв между фундаментальным образованием и необходимыми профессиональными компетенциями и навыками, требуемыми работодателями?

- В разных сферах образования такой разрыв бывает очень неоднороден. Конечно, труднее всего сокращать разрывы в инновационных сферах: IT-технологии, техника и технологии… Естественно, что при стагнации этих сфер деятельности в России, трудно найти соответствующие базы практики и написать актуальные дипломные работы.

В сферах, где в основном работает наш университет: экономика, менеджмент, социология и политология, мы стараемся минимизировать разрыв между образовательными программами и требованиями работодателей. Все учебные планы согласовываем с основными потребителями кадров, на факультетах трудятся большое количество практикующих специалистов; мы сформировали десяток базовых кафедр крупных финансовых структур, которые работают со студентами и на занятиях, и во внеурочное время.

- Как бы вы оценили взаимосвязь профстандартов и учебного процесса вузов страны на сегодняшний день? Необходимо ли жестко подстраивать учебный процесс под профстандарты?

- Жестко выстраивать учебный процесс в высшем и среднем профессиональном образовании под профстандарты не следует. Фундаментальная подготовка будущего работника должна работать не на сегодняшний день, а на перспективу, создавать основу для постоянного совершенствования профессионального мастерства. А вариативная часть программы обязательно согласуются с требованиями работодателей, если есть -  то с профстандартами, но не в полной мере, а только с общетрудовыми функциями, определяющие главные особенности профессии.

А в системе дополнительного профессионального образования профессиональный стандарт – жесткая основа формирования образовательной программы.

- Успевает ли образовательная система адаптироваться к постоянно изменяющимся запросам работодателей? Например, в связи появлением новых профессий или внедрением новых технологий, в том числе, и в финансовой сфере?

- Образовательная система старается успевать: это повышение квалификации и главное стажировки преподавателей в реальном секторе экономики и социальной сферы.

Новые профессии, как правило, - это работа сферы дополнительного профессионального образования (например, подготовка специалисты по факторингу). Такую программу мы реализуем и для студентов.

А на основных программах готовим студентов к массовым  профессиям: банковское дело, учет и аудит, налоги и налогообложение, финансы и так далее.

- За счет каких факторов можно добиться практической направленности образовательных программ?

- Практическая направленность обучения обеспечивается постоянным контактом с работодателями: мастер-классы, решение кейсов, разбор ситуации, работой с электронными базами данных и, конечно, практикой студентов в организациях.