15.03.2016

Александр Шохин: «Важно не только создать систему профессиональных стандартов, но и сформировать устойчивые механизмы их актуализации и корректного внедрения в практику»

Александр Шохин, президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), председатель Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям

- Александр Николаевич, для начала, несколько общих слов о проблеме: в чем заключается роль профстандартов, для чего они требуются государству, вузам и работодателям?

- Профессиональные стандарты – документы, устанавливающие требования к квалификации работника (знаниям, умениям, опыту работы, необходимым для выполнения определенных задач или профессиональных обязанностей), рассматриваются в настоящее время зарубежными и российскими экспертами как один из инструментов, позволяющих создать устойчивое и эффективное взаимодействие сферы труда и сферы образования, обеспечить рациональное использование человеческих ресурсов и, в конечном счете, содействовать устойчивому развитию общества.

В период, который мы называем «годами реформ», вопросам поддержания в актуальном состоянии документов, регламентирующих требования к квалификациям работников, не уделялось должного внимания. Это привело не только к устареванию действующих квалификационных справочников, но и к распаду механизма их обновления. Поэтому в настоящее время важно не только создать систему профессиональных стандартов, представляющих актуальную характеристику профессиональных квалификаций, востребованных в экономике, но и сформировать устойчивые механизмы их актуализации и корректного внедрения в практику.

Профессиональные стандарты, разрабатываемые в России в настоящее время, создаются «не на пустом месте». Они являются приемниками традиционных квалификационных справочников (ЕТКС и КСД), но имеют несколько иную структуру и содержание, которое позволяет представить более полную и адекватную характеристику квалификации.

В сфере труда профессиональные стандарты важны для:

формирования и поддержания высокого профессионального уровня рабочей силы, наиболее полно соответствующей потребностям производства и, следовательно, для обеспечения повышения производительности и конкурентоспособности;

·определения и формулирования потребностей в рабочей силе и профессиональной подготовке;

эффективного, обоснованного подбора кадров и проведения «внутрифирменного» профессионального обучения;

проведения оценки и аттестации квалификаций;

развития мобильности рабочих кадров и др.

В сфере образования профессиональные стандарты используются при:

разработке программ профессиональной образования и подготовки, методов оценки и аккредитации всех видов профессионального обучения, соответствующих потребностям экономики;

обеспечении сопряженности образовательных программ разного уровня и вида и усиления целостности всей системы профессиональной подготовки и, следовательно, построения эффективной и гибкой системы, способной быстро и адекватно отвечать на изменения в социально-экономической сфере.

- Насколько работодатели, если говорить о коммерческих структурах, заинтересованы в существовании системы профстандартов?

- Коммерческие структуры заинтересованы не столько в системе профстандартов, сколько в тех результатах, которые ожидаются от внедрения в практику данной системы. К таким результатам можно отнести, прежде всего, обеспечение более полного соответствия квалификаций работников требованиям производства (работодателей), что при соблюдении прочих условий, например, правильной организации производства, должно привести к увеличению производительности труда; снижению расходов на «профессиональную доводку» работников и, как следствие,  повышение доходов бизнеса. Но бизнес не должен забывать, что без его участия в разработке профессиональных стандартов создать качественные документы, корректно отражающие требования к квалификации работников в том или ином виде профессиональной деятельности, невозможно. Здесь необходима совместная конструктивная работа всех заинтересованных сторон: государство-бизнес-профессиональные сообщества.

- На ваш взгляд, в чем состоит роль государства при внедрении в практику профстандартов? Должно ли оно взять на себя функцию посредника между системой образования и требованиями (желаниями) работодателей?

- Государство является одним из заинтересованных участников данного процесса (внедрения профессиональных стандартов), т.к. государство у нас и один из крупнейших «провайдеров» образовательных услуг, и один из крупнейших работодателей. Поскольку государство обладает значительными ресурсами  по организации тех или иных процессов, то, как нам в РСПП представляется, оно должно помочь в формировании и внедрении в практику единых правил и регламентов, обеспечивающих применение профстандартов. Это касается и системы профессионального образования и обучения, и системы управления персоналом.

- При трудоустройстве вчерашние выпускники вузов нередко слышат в свой адрес – «Забудьте все, чему вас учили в институте». Видите ли вы в этом серьезную проблему для работодателей? Свидетельствует ли это о качестве профобразования в стране?

- «Борода» этого анекдота «скрывается за горизонтом»! Ровно это говорили многим выпускникам 60-х – 80-х лет прошлого столетия, но не всем. Как и сегодня, есть примеры высших учебных заведений, выпускники которых пользуются устойчивым высоким спросом на рынке труда не только у нас в стране, но и за рубежом. Но проблема соответствия квалификации выпускников организаций профессионального образования требованиям, предъявляемым к работникам в реальном секторе экономике, существует. Именно на преодоление (или хотя бы смягчение) данной проблемы направлена работа, которую РСПП совместно с партнерами ведет уже много лет. Начиная с 2014 г., в котором распоряжением Правительства РФ от 14.05.2014 № 817-р РСПП был определен исполнителем работ по разработке профессиональных стандартов для работников внебюджетной сферы с использованием средств государственного бюджета, активность и результативность РСПП в данном направлении существенно возросла. Расширился и перечень направлений, в который входит не только разработка профессиональных стандартов для внебюджетной сферы, но и внедрение профессиональных стандартов посредством проведения независимой оценки квалификаций, профессионально-общественной аккредитации образовательных программ.

- В принципе, насколько сегодня велик разрыв между фундаментальным образованием и необходимыми профессиональными компетенциями и навыками, требуемыми работодателями?

- Разрыв, безусловно, существует. Однако объективных методик его определения нет. Мы можем опираться только на косвенные данные и экспертные мнения. Надо понимать, что каким бы этот разрыв ни был, всегда надо стремиться его сократить.  В этом процессе нельзя останавливаться. Важно сформировать механизмы, которые бы позволяли автономно, без подключения «ручного управления», настраивать систему подготовки кадров на требования, предъявляемые к работникам «на производстве». Именно эти задачи – формирование организационных, нормативных, методических и экспертных основ механизмов, обеспечивающих баланс спроса и предложения квалификаций - решает Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям.

Национальный совет был создан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 апреля 2014 г. № 249 как консультационный орган при Президенте РФ по вопросам «создания и развития системы профессиональных квалификаций в Российской Федерации». Основными задачами Национального совета как раз и являются создание условий и обеспечение баланса «квалификационного спроса и предложения» в российском обществе.

- Насколько массово в настоящий момент российские компании применяют существующие профстандарты?

- О массовом применении российскими компаниями профессиональных стандартов говорить пока рано. Давайте вернемся к этому вопросу через год, а лучше через два. Было бы большой ошибкой форсировать внедрение профессиональных стандартов в практику. В текущем году продолжится работа по обеспечению внедрения профессиональных стандартов в практику: в практику разработки программ профессионального образования, в практику профессионально-общественной аккредитации программ, в практику оценке квалификаций и др.

Поскольку от года к году растет вовлеченность компаний в разработку профессиональных стандартов, то логично ожидать и рост активности компаний по применению профессиональных стандартов. Национальный совет в рамках своих полномочий будет обеспечивать всемерную поддержку и работодателей и системы профессионального образования в вопросах внедрения профессиональных стандартов.

- Какие отрасли экономики или, уже, профессии сегодня особо остро нуждаются в разработке профстандартов, с точки зрения работодателей?

- Разработка профессиональных стандартов идет уже четвертый год. Так что все «острые» нужды уже удовлетворены. Но при формировании системы профессиональных стандартов важно обеспечить планомерность, системность работы. Чтобы «острые нужды» не возникали.

- Можно ли утверждать, что все существующие сегодня профессии учтены при разработке или актуализации профстандартов или остаются пробелы?

- Основные профессии, конечно же, учтены. К 1 января 2016 г. было утверждено 803 профессиональных стандарта, охватывающих более тридцати отраслей/областей профессиональной деятельности. В планах на 2016 году стоит разработка еще около 150 стандартов.